Прокуратура сообщает

«Ответственность за распространение экстремистских материалов»

 Законодательно установлен запрет на распространение, производство и хранение в целях их распространения. Таким образом, законодатель стремится ограничить возможность доступа к таким материалам, которые сами по себе являются экстремистскими и могут побудить граждан и их объединения к совершению экстремистских действий, указанных в ст. 1 Закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Статья 20.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за производство и распространение экстремистских материалов.

Дела по указанной статье рассматриваются судьями (ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об указанном административном правонарушении, помимо судов, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции). При этом возбуждение производства по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 20.29 КоАП РФ, осуществляется прокурором.

Признание материалов экстремистскими осуществляется федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов.

Такое признание производится на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. С учетом использования сети Интернет и возможности обнаружения экстремистских материалов, не выходя из кабинета, прокурор может вынести соответствующее представление по таким фактам в любой точке России.

При признании судом материалов экстремистскими суд выносит решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу судебного решения, по которому материалы признаются экстремистскими, направляется в федеральный орган государственной регистрации (Минюст), который вносит данные о таких материалах в список, размещенный на сайте Минюста в Интернете. Такой список в настоящее время размещен по адресу: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok/. Кроме того, список экстремистских материалов публикуется в СМИ для всеобщего сведения.

Тем не менее Закон не запрещает обжаловать решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов. Право на обжалование может быть реализовано в соответствии с требованиями гл. 25 ГПК РФ. О данном порядке обжалования мы говорили в комментарии к ст. 6 Закона о противодействии экстремистской деятельности.

 

 

 «Определение экстремистской деятельности»

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

— воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

— совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

— публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

— организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст. 20.3, 20.29 КоАП РФ, ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ).

 

О порядке обращения прокурора в суд в защиту социальных прав

Статья 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

По общему правилу, такое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Наиболее распространенные нарушения социальных прав граждан, по которым возможно обращение прокурора в суд:

 В сфере трудовых отношений:

— невыплата зарплаты и иных причитающихся работнику сумм;

— незаконное увольнение, например, женщины в период беременности, работника в период временной нетрудоспособности, вызванной болезнью;

— незаконное удержание работодателем после увольнения работника трудовой книжки, невыдача справки о доходах для постановки на учет в службе занятости.

В сфере жилищных правоотношений:

— незаконный отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;

— необеспечение жильем лиц, имеющих право на вне очередное предоставление жилого помещения, например, детей-сирот после окончания ими образовательных учреждений, граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания;

— невыполнение наймодателем (местной администрацией) обязанности по капитальному ремонту жилого помещения, предоставленного гражданину по договору социального найма;

— невыполнение управляющей компанией обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (протекание крыши, затопление подвала и т.п.);

— незаконный отказ от предоставления жилищно-коммунальных услуг, например,  произвольное (без предупреждения и в отсутствие аварии) отключение подачи воды или отопления добросовестному потребителю.

В сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, права на образование:

— отказ в приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение из-за ограниченного числа мест;

— незаконное взимание дополнительных средств на обучение, в т.ч. под видом сбора денег на учебники, обязательных периодических «добровольных пожертвований».

В сфере социальной защиты:

— непредоставление установленных законом льгот, например, дополнительного лекарственного обеспечения, протезирования, санаторно-курортного лечения;

— невыплата назначенных социальных пособий.

В сфере охраны здоровья:

— незаконное взимание платы за оказание скорой и иных видов медицинской помощи.

В сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду:

— образование свалок бытовых и производственных отходов в не отведенных для этих целей местах.

Ваше обращение в прокуратуру может быть подано в письменном виде, в электронном виде либо устно на личном приеме Вас должностным лицом органа прокуратуры.

Обращаясь в прокуратуру за помощью, не следует скрывать информацию, имеющую отношение к предмету жалобы, например, наличие уже состоявшихся судебных постановлений по Вашим искам, факты самостоятельного направления аналогичных заявлений в суд, наличие заключений и ответов государственных органов и органов местного самоуправления по рассматриваемому вопросу, и т.п. Это затруднит или сделает невозможным защиту Ваших прав прокурором.

 

Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений в состоянии опьянения (части 2, 4, 6 статьи 264 УК РФ)

 Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений в состоянии опьянения является актуальной на фоне обстоятельств происходящих в обществе, ввиду существенного увеличения числа автомобильных происшествий и преступлений.

Ужесточение ответственности водителей за управление транспортным средством в состоянии опьянения, со стороны государства не снизило число правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью гражданину, либо его смерть. За совершение такого рода преступлений в состоянии опьянения, законодатель, в целях борьбы с нарушителями на дорогах, существенно ужесточил наказание.

Диспозиция статьи 264 УК РФ в настоящее время насчитывает шесть частей. Части первая, третья и пятая предусматривают уголовную ответственность при нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека или смерть двух и более лиц.

Части вторая, четвертая и шестая предусматривают уголовную ответственность при совершении преступления в состоянии опьянения, в них состоянию опьянения виновного законодатель придает квалифицирующее значение.

За нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

За аналогичное преступление, совершенное также в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, уголовным законом предусмотрено увеличение наказания в виде лишения свободы до семи лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

При нарушении правил дорожного движения, совершенным лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, законодатель в уголовном законе установил наказание — лишение свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

При постановлении судами Российской Федерации обвинительных приговоров за нарушение лицом правил дорожного движения, повлекшее последствия, указанные в частях 2, 4, 6 статьи 264 УК РФ, назначение виновному дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством является обязательным.

 

Кто устанавливает плату за капитальный ремонт в многоквартирном доме

В соответствии со статьями 30 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственники помещений несут бремя содержания данных помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Собственники помещений имеют право инициировать в соответствии с ЖК РФ проведение общего собрания для выбора способа управления многоквартирным домом, установления размера платы за содержание и ремонт. Новый орган управления многоквартирным домом также может решить вопросы заключения или расторжения договоров, связанных с содержанием и ремонтом дома.

 

Какими лекарственными средствами дети-инвалиды первых трех лет жизни обеспечиваются бесплатно по рецептам врача?

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (ч. 4 ст. 7 указанного Федерального закона).

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (приложение № 1) дети первых трех лет жизни, а также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно по рецептам врачей.

Кроме того, дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи, в том числе дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами (ст.ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Таким образом, дети-инвалиды первых трех лет жизни всеми лекарственными средствами обеспечиваются бесплатно по рецепту врача.

 

С 1 января 2013 года установлена новая система тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» установлена новая система тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Поправки, внесенные в пенсионное законодательство, направлены на оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.

Законом внесены изменения в закон «Об обязательном страховании в Российской Федерации», закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, ФСС РФ, ФФОМС», закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие законодательные акты.

Принятым Законом предусматривается, в частности:

— установление дифференцированных дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица (например, для подземных работ, работ с вредными условиями труда, в горячих цехах в 2013 году — 4 процента, 2014 году — 6 процентов, начиная с 2015 года — 9 процентов; на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающих право на назначение досрочной пенсии, в 2013 году — 2 процента, в 2014 — 4 процента, с 2015 года — 6 процентов);

— введение фиксированного тарифа страховых взносов на обязательное страхование и страхование для самозанятых лиц в процентах от МРОТ;

— предоставление с 1 января 2014 года выбора варианта пенсионного обеспечения для лиц моложе 1967 года рождения (в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг предусматривается возможность направления средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 6 процентов либо 2 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса).

 

Преступность среди несовершеннолетних

Серьезной проблемой современной России является преступность среди несовершеннолетних.

Несовершеннолетними закон признает лиц мужского и женского пола, которым ко времени (на момент) совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Сегодня речь пойдет о наказании, которое может быть назначено несовершеннолетнему осужденному за совершенные преступления.

При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним, прежде всего, рассматривается возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц. Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.

В случае совершения несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести (независимо от того, совершено преступление впервые или нет), он может быть освобожден от уголовной ответственности, если суд придет к выводу о том, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению. Предусмотрена возможность назначения одновременно нескольких принудительных мер воспитательного воздействия.

Штраф может быть назначен несовершеннолетнему осужденному в качестве основного либо в качестве дополнительного наказания, как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Такое решение судом может быть принято по ходатайству родителей или иных законных представителей после вступления приговора в законную силу в порядке, предусмотренном ст. 397 УПК.

Обязательные работы назначаются несовершеннолетним с учетом их физической возможности исполнения и отбываются только в свободное от основной учебы или работы время. Вид работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Закон ограничивает продолжительность исполнения обязательных работ двумя часами в день лицами в возрасте до 15 лет, тремя часами в день лицами в возрасте от 15 до 16 полных лет.

Исправительные работы несовершеннолетним назначаются на срок до одного года. Исправительные работы не могут назначаться лицам, не достигшим к моменту постановления судом приговора 15-летнего возраста.

Ограничение свободы назначается вне зависимости от категории совершенного преступления только в качестве основного наказания и на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему осужденному лишь в исключительных случаях, обусловленных характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного. Лишение свободы не может быть назначено лицу, совершившему в несовершеннолетнем возрасте преступление небольшой тяжести впервые. Лишение свободы также не может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему в возрасте до 16 лет преступление средней тяжести впервые. Независимо от санкции статьи Особенной части УК и независимо от возраста лица на момент постановления приговора, наказание в виде лишения свободы не может превышать: а) для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести или тяжкое преступление, — шесть лет лишения свободы; б) для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет особо тяжкое преступление, — 10 лет лишения свободы; в) для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте старше 16 лет преступление независимо от его категории, — 10 лет лишения свободы. Нижний предел наказания в виде лишения свободы, установленный в санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за тяжкое или особо тяжкое преступление, сокращается в два раза.

Несовершеннолетние отбывают лишение свободы отдельно от взрослых в воспитательных колониях. В отличие от взрослых лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, не может быть назначено отбывание лишения свободы в тюрьме. Все осужденные, достигшие возраста 18 лет, и не отбывшие назначенный срок лишения свободы, переводятся для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима.